
Итак, по порядку.
Большинство путевых дворцов, специально отстроенных для отдыха и ночлега императрицы, увы, не сохранились. И больше всего «не повезло» Карасубазарскому дворцу. Мало того, что не сохранилось фундамента грандиозного строения. История даже не оставила его изображения. И это не смотря на то, что некоторые строения 18 века, как например дворец мурз Ширинских, с успехом дожили до наших дней. Источники свидетельствуют лишь о том, что Карасубазарский дворец представлял из себя «прекрасное здание, в виде киоска в весьма живописной долине; его огибает, извиваясь, ручей чистой воды..."
Карасубазар в первой половине XIX века

Далее из Карасубазара (ныне г.Белогорск) свита выехала в древнюю столицу Крымского ханства – в г. Солхат (ныне г.Старый Крым). Правда, к тому времени, организатор тура князь Григорий Потемкин уже успел переименовать город в Левкополь. История дворца, построенного в Старом Крыму для Екатерины II, достаточно интересна.
Путевой дворец в Левкополе (ныне г.Старый Крым)

Изначально на его месте находилась армянская церковь, которую в преддверии будущего путешествия перестроили во дворец. Впоследствии дворец стал православным храмом во имя Успения Божьей Матери. Императрица здесь не ночевала, а лишь переждала послеобеденный майский зной.

В Левкополе, специально к приезду императрицы был построен так называемый Екатерининский фонтан. Он представлял из себя небольшое сооружение в виде крытого черепицей павильона в восточном стиле. Сверху, над фонтаном, была сооружена беседка, где знаменитая гостья изволила пить чай. От этого фонтана сохранился лишь фундамент…

Из Левкополя свита проследовала в Феодосию. Опять же к приезду Императрицы, князь Потемкин успел вернуть этому городу свое историческое название. Прежнее название города Кафа слишком уж ассоциировалось со своим знаменитым невольничьим рынком, одним из самых крупных в эпоху Османской империи.
Картина Ивана Айвазовского "Екатерина в Феодосии"

Здесь Екатерина Вторая по плану Потемкина не ночевала, а лишь отчеканила на память о путешествии в бывшем ханском монетном дворе две памятные золотые медали «Путь на пользу». Эти медали князь Потёмкин преподнес виновнице торжества и австрийскому императору Иосифу. Интересно, что спустя 220 лет одна из этих медалей была выставлена на специальном нумизматическом аукционе в Москве и ушла за 130 тысяч долларов.
Такой сувенир, что и говорить, для избранных. Простые же смертные могут ограничиться созерцанием картины Айвазовского «Посещение Екатериной Феодосии», выставленной в основной экспозиции Феодосийской картинной галереи.
медали "Путь на пользу"

Но все же вернемся к путевым дворцам. В Симферополе Екатерина провела ночь в специально отстроенном для нее местном дворце. Правда, на дворец он был не очень-то похож: одноэтажный, из бутового камня на глине, под черепицей - «татаркой».
В 1822 году губернский архитектор Колодин составил план и смету на перестройку путевого дворца с тем, чтобы новое здание было двухэтажным. Дом получился высокий, просторный, крытый черепицей. При нем – одноэтажные флигели, навесной сарай и другие строения, окруженные каменными стенами с тремя воротами.

Кстати, во дворе дома, в одном из флигелей, в 1830 году была открыта первая в Крыму типография. А после Первой мировой войны над зданием был надстроен третий этаж и переделан фронтон. Ныне его занимает колледж железнодорожного транспорта. Так что от времен Екатерины остался лишь фундамент и первый этаж строения. 10 лет назад на здании по улице Розы Люксембург, 15 – появилась памятная доска.

А вот Севастопольскому путевому дворцу повезло меньше. Он был полностью разрушен в годы Гражданской войны. Впрочем, хоть и называли ранее местные жители этот дом Екатериниским, изначально он был построен специально для командующего эскадрой Черноморского флота в Ахтиарской гавани контр - адмирала Томаса (Фомы Фомича) Мекензи, умершего в январе 1786 г. Дом этот, заложенный одновременно с пристанью в день основания города 3 июня 1783 года, представлял собой одноэтажное здание с семью окнами по фасаду и балконом, на который с двух сторон вели лестницы. После смерти хозяина, дом принадлежал морскому ведомству и по приказу Потемкина был переоборудован под путевой дворец Екатерины Великой. Стены его были обшиты изнутри ореховым деревом, выше окон обиты малиновым и других цветов штофом, на окна повешены шелковые занавеси, полы устланы темно-зеленым сукном, комнаты меблированы лучшей мебелью, зеркалами и люстрами. Рядом с домом находились первые постройки города: дом для адмиралтейства, кузница, часовня и ряд мазанок, крытых камышом.
Путевой дворец в Севастополе (дом Ф.Мекензи)

Ну и наконец, последний на пути в столицу не сохранившийся до наших дней путевой дворец - Екатерины II устроенный в Херсонском адмиралтействе. Дворец располагался на прибрежном склоне Днепра перед небольшим садом. Глядя на Днепр из окон своей комнаты, Екатерина написала несколько писем, передав свое впечатление от увиденного. В письме от 14 мая к Н.И.Салтыкову, например, говорилось: «Я живу против адмиралтейства, из окон вижу три корабля военные, кои завтра спустим на воду; пять церквей каменных я уже видела, архитектуры самой хорошей, одна - посреди крепости, дома мещанские таковы, что и в Петербурге не испортят ни которую улицу; казармы гораздо лучше гвардейских, понеже каменные». До наших дней это здание также не сохранилось. И хотя оно не отличалось внешними архитектурными достоинствами, его историческое значение было, все же велико.
Путевой дворец в Херсоне

Так же, как и велико было значение самого путешествия. Путешествие в Крым обошлось казне в 15 миллионов рублей, да еще около годового дохода Потемкина (а он составлял без малого 4 миллиона рублей), но "шкурка выделки стоила". На Западе должны были узнать, какими источниками богатства и могущества располагает Россия. Впрочем, цель была достигнута. И достаточно просто почитать опубликованные спустя 20 лет воспоминания одного из участников вельможного тура – французского посла графа Сегюра. Самый дорогой в истории европейского туризма тур обошелся царской казне в 15 миллионов рублей, да еще около годового дохода Потемкина (а он составлял без малого 4 миллиона рублей).

Кроме того, это был, пожалуй, самый загадочный тур в истории не только отечественного, но и мирового туризма. Чего только стоят легенды о так называемых «потемкинских деревнях». Впрочем, а были ли они вообще? А были ли вообще в истории все описанные выше специально отстроенные путевые дворцы Екатерины Великой? На сегодня, пожалуй, единственными свидетелями того путешествия остаются 4 из 18 т.н. екатерининских придорожных миль…
