crimeahistor (crimeahistor) wrote,
crimeahistor
crimeahistor

Categories:

Торжество Айвазовского

Пожалуй главный юбилей года. Сегодня вся мировая культурная общественность отмечает 200-летие великого мариниста Ивана Айвазовского. Хотя для крымчан их самый известный земляк Ованес Айвазян (настоящее имя Айвазовского), скорее не мастер живописи, а прежде всего яркий пример безграничной любви к своей Родине. Не смотря на триумф, всемирное признание и богатство, он всю свою жизнь прожил в родном городе и используя все имеющиеся ресурсы (любовь и почет со стороны императорской семьи, деньги, нужные связи, а порой и интриги) сделал все для развития маленького уездного города Ф.




"Провинциальное, богом забытое захолустье без воды, современной инфраструктуры и развитой сельскохозяйственной округи. В городе даже не велось строительство, а основу муниципальной архитектуры составляли 200 азиатских сараев, построенных еще во времена Крымского ханства"
Такое описание Феодосии часто можно встретить на страницах российской периодики середины XIX века.
В 1857 г. Главное Общество Российских Железных Дорог, учредителями которого были крупнейшие банкирские дома Европы, начало работы по созданию первой общегосударственной сети русских железных дорог. Одна из ветвей должна была прийти в Феодосию. Но уже в 1860 году работы на феодосийском участке были прекращены из-за финансовых проблем. Между тем, три года стройки изменили город и его жителей: Феодосия превратилась в сказочный магнит, притягивавший людей и деньги. Стоимость земельных участков возросла в несколько раз. Возникли новые фирмы, конторы. Тихую жизнь феодосийского общества буквально взорвали хлынувшие в город иностранцы – специалисты-инженеры, коммерсанты. Уже тогда стало ясно, что будущее развитие города за морской торговлей, которая невозможна без удобного транспортного сообщения с центральными регионами страны. Хорошо это понимал и самый известный житель Феодосии – Иван Айвазовский. На протяжении нескольких десятков лет он был самым настоящим отцом города.

Без его разрешения и указания ничего не предпринималось. Что скажет Иван Константинович, так тому и быть. В его гостиной слагалось общественное мнение, а в рабочем кабинете подвергались предварительному обсуждению все более или менее важные городские дела. Об умении художника открыть любую дверь в столице ходили легенды. Для амбициозных муниципальных проектов (автором большинства которых был сам Айвазовский) нужны были связи и крупные субсидии. И остается только гадать, как он их пробивал…


Здесь будет город-порт!
В 1885 г. было принято решение о переводе коммерческого порта из Южной бухты Севастополя. Порт предполагалось перевести в Феодосию или в Стрелецкую бухту Севастополя. Специальная комиссия, несколько лет изучавшая этот вопрос, так и не смогла остановиться ни на одном варианте. Право окончательного выбора места для главного коммерческого порта Крыма Александр III предоставил комитету министров.
В апреле-мае 1890 г. вопрос о коммерческом порте трижды обсуждался на заседаниях правительства. Сторонников у Феодосии было меньше, чем у Севастополя. Однако император Александр III поддержал проект феодосийцев. И здесь не обошлось без Айвазовского. В последний момент благодаря своему огромному влиянию среди высших столичных сановников и уважению со стороны императора, он смог склонить чашу весов в сторону родного города. В том же 1890 году последовало Высочайшее Императорское Повеление Александра III о строительстве в Феодосии коммерческого порт. Сторонники Севастополя еще долго находились в состоянии шока. В течении нескольких месяцев городская пресса печатала карикатуры на злобного старика-интригана, в котором четко прослеживались черты Айвазовского. Истерика со стороны севастопольской общественности понятна. Решение императора отбрасывало развитие Севастополя на десятилетия назад, многие городские проекты были сверстаны.


Для дальнейшего развития порта была необходима ж/д магистраль. И опять на помощь пришел Айвазовский. Он стал одним из главных акционеров созданного АО «Феодосийская железная дорога». В перспективе постройка ветки «Джанкой-Феодосии» не только создавала удобства для жителей приморского городка, но и в разы могла повысить оборот местного порта. Ж/д вели к порту по краткому маршруту, который с севера проходил по берегу моря, как раз под окнами галереи Айвазовского. Так сбылась еще одна мечта мастера.



Джанкой-Феодосийская линия Лозово-Севастопольской железной дороги была сдана в эксплуатацию в августе 1892 года, а спустя 4 года министр путей сообщения князь М. И. Хилков в торжественной обстановке открыл новый коммерческий порт. Всего за несколько лет Феодосия превратилась в важный коммерческий порт юга России. По воспоминаниям И. М. Саркизова-Серазини: «не было дня, чтобы на причалах порта не стояло несколько судов. Однажды я насчитал в порту у причалов и за волнорезом до 35 пароходов. Целый торговый флот, оживлявший берег Феодосии!».


Через Феодосию за границу вывозилось огромное количество зерна. Сюда стали приходить с торговой целью многочисленные иностранные и отечественные суда, открылось много экспортных контор агентств пароходных компаний, отделений банков, страховых компаний и иностранных консульств. Город стал одним из наиболее быстро развивавшихся городских центров Крыма. Численность его населения за 20 лет возросла почти втрое.



14 ноября 1896 года в центре Феодосии был торжественно открыт памятник покойному царю-миротворцу. На лицевой стороне пьедестала была надпись: «Императору Александру III-му благодарная Феодосия». Главным инициатором и председателем комитета по сооружению памятника выступил Иван Айвазовский. На монумент императору Александру III всего за несколько недель было собрано 28 000 рублей. Половину средств оплатили местные крупные торговцы, заинтересованные в строительстве Феодосийского порта. Другая половина необходимых для памятника средств, была собрана за счет благотворительных концертов, проводившихся в картинной галерее Айвазовского. Памятник простоял 21 год и был демонтирован летом 1917 года. Интересно, что все это время установка памятника постоянно подвергалась критике. Ведь массивная фигура монарха в генеральском мундире Преображенского полка оказалась повернутой спиной к порту, построенному по его «Высочайшему повелению». А вот лицо и протянутая рука с фуражкой были обращены в сторону купеческого трактира.



В честь своей долгожданной победы Иван Константинович написал картину «Торжество Феодосии» и подарил ее родному городу. Полотно размером 2х3 метра было символическим: грозовое темное небо с ярким, пробивающимся через тучи солнечным лучом; скалистый высокий утес среди бурного Черного моря, и на нем — гордая в своем одиночестве, прекрасная женщина в белом одеянии держит в руках знамя. Налетевшая из-за облаков стая черных птиц при виде знамени в страхе взмывает в небо. Жители древнего города сразу же поняли аллегорию художника. Черные хищные птицы — это столичные чиновники, которые препятствовали строительству порта и железной дороги. А женщина со знаменем в руках — Феодосия, торжествующая победу над ними. Хотя на самом деле, эта была личная победа Ивана Айвазовского. Одна из главных в его жизни.



Полотно поместили в большом концертном зале Городской управы, здание которой в 1899 году также было построено по инициативе Айвазовского. К счастью художник не дожил до 19 октября 1905 года, когда в результате беспорядков черносотенцы подожгли здание управы. В пожаре погибла значительная часть городского архива и картина «Торжество Феодосии». И только спустя столетие ее смогли увидеть поклонники творчества мариниста.


В 2007 году картину смог воссоздать местный художник Сергей Коваль. Во время работы он ориентировался на чудом сохранившуюся открытку картины, опубликованной в 1908 года в журнале «Нива». Сегодня копия одной из самых символичных работ Айвазовского хранится в Феодосийской картинной галерее.
Tags: С Крымом связанные судьбы, инфраструктура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Красноармейск вместо Ялты

    Пока Республика Крым празднует свой серебряный юбилей (25-летие Референдума, на котором был восстановлен статус Крымской АССР…

  • Прощание с Мастером

    115 лет назад, 2 мая 1900 года скончался великий маринист Иван Айвазовский. Без преувеличения можно сказать, что это был, пожалуй, самый известный…

  • Святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический

    30 марта - день памяти Святителя Гурия, архиепископа Таврического. Владыка Гурий проявил себя необычайно хозяйственным и мудрым в управлении. Он…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments