crimeahistor (crimeahistor) wrote,
crimeahistor
crimeahistor

Categories:

К 100-летию Симферопольского трамвая

31 июля (13 августа по новому стилю) ровно 100 лет назад в губернском городе Симферополе была торжественно открыта трамвайная линия. И это был уже третий по счету (после Севастополя и Евпатории) трамвай полуострова.

-simferopolya111

Интересно, что в отличие от первых двух своих «сестер» симферопольский электрический транспорт (впрочем, также как и ранее городские электрические лампочки) появился при помощи частного капитала. И причем самое интересное - не отечественного, а иностранного (!).
А все началось тремя годами ранее, когда в 1911 году был заключен тайный договор городской управы с двумя бельгийскими подданными. Последние внесли деньги в уставной капитал нового предприятия, образовав «Бельгийское анонимное общество симферопольских электрических трамваев и освещения».

здание трамвайного депо

В 1912 г. на ул. Гаспринского начала свою деятельность невиданная дотоле контора — «Управление трамваев и освещения Бельгийского анонимного общества в г. Симферополе»
Линия трамвая бельгийского "Анонимного общества симферопольских электрических трамваев и освещения" была открыта для пробного движения в июне 1914 г.. Регулярное сообщение заработало - 31 июля(13 августа по новому стилю) 1914 года. Первый трамвай с весёлым перезвоном покатил от железнодорожного вокзала к центру города. Это сугубо местное событие совпало с другим, эпохальным и трагическим — началом первой мировой войны.
Вообще сам трамвайный парк полностью состоял из восстановленных и отремонтированных трамваев. Грубо говоря, в Симферополь свозили из Европы трамвайный б\у и на месте "тюнинговали".

original (2)

Пассажирами в первый день были только зажиточные горожане, так как билет стоил достаточно дорого - 10 копеек в один конец "безъ пересадки". Но тому было оправдание, уже началась Первая мировая война, и весь сбор пошёл, как было написано на трамвайном билете, "въ пользу семействъ запасныхъ и ратниковъ ополчена призванныхъ на войну и учащихся городск. начальн. школъ". Позже стоимость поездки на трамвае снизилась до 3 копеек.
В период революции и гражданской войны трамвай почти не работал.
После гражданской трамвайное движение вновь открылось только 12 марта 1924 года и проработало до ноября 1941 года.

трамвай по Пушкинской

За три года немецко-фашисткой оккупации, гитлеровцы разграбили город. В частности — полностью вывезли в Германию Симферопольский авторемонтный завод, всё ценное оборудование локомотивного депо, всё сколько-нибудь пригодное оборудование заводов, фабрик, электростанции. Новые хозяева вывезли в Германию также трамвайный контактный медный провод и металлические части вагонов — на переплавку.
Иногда, по рельсам города курсировала чудовищная колесница - трамвай в человеческой упряжке: на сиденьях открытого вагона — самодовольные нацисты, в сбруе — заключённые из местного концлагеря, который находился в районе совхоза «Красный»…

К моменту освобождения Симферополя в 1944 году даже не существовало электростанций, контактной сети, подвижного состава и большей части путей. Так симферопольскому трамваю пришлось пережить свое третье рождение. Полностью движение было восстановлено 2 декабря 1946 г.

трамвай (50-е гг.)

Однако мене чем, через 20 лет - 9 октября 1965 г. городское трамвайное управление перестало существовать, как самостоятельное предприятие и в качестве трамвайного парка вошло в состав Крымского трамвайно-троллейбусного управления. Последний симферопольский трамвай прошёл по городу 30 ноября 1970 г. По одной из версий - депо закрыли по причине загруженности городских дорог. Городские власти, таким образом, сделали ставку на троллейбус, который всего за несколько лет полностью вытеснил своего старшего «рогатого» брата с городских улиц.

Первый троллейбус и последний трамвай на перекрестке в центре Симферополя
Симферопольский трамвай-1

Подвижной состав был передан в Евпаторию, последний крымский город, где сохранился трамвай. Кстати именно там сегодня можно увидеть практически раритетные и чудом сохранившиеся вагоны немецкой «Готы» из Симферопольского депо. Ну а на территории бывших ремонтных мастерских и трамвайного управления – сегодня новостройки…

образец городского трамвая в музее истории Симферополя
Tags: Транспорт
Subscribe

  • Торжество Айвазовского

    Пожалуй главный юбилей года. Сегодня вся мировая культурная общественность отмечает 200-летие великого мариниста Ивана Айвазовского. Хотя для крымчан…

  • Красноармейск вместо Ялты

    Пока Республика Крым празднует свой серебряный юбилей (25-летие Референдума, на котором был восстановлен статус Крымской АССР…

  • Прощание с Мастером

    115 лет назад, 2 мая 1900 года скончался великий маринист Иван Айвазовский. Без преувеличения можно сказать, что это был, пожалуй, самый известный…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments